LOGO2021

Секретами своего предпринимательского успеха с нашей газетой поделились преуспевающие бизнес-­леди Тамбова

ПУТЕШЕСТВИЯ КАК РАБОТА

Кто из нас не любит путешествовать? Любят все. А вот превратить жизненное увлечение в работу, которая приносила бы не одну лишь прибыль, но еще и удовольствие, – на такое решится далеко не каждый. Но только не Светлана Козловцева.

Десять лет назад она в корне изменила свою жизнь, связав ее с туристическим бизнесом. По специальности Светлана – инженер по качеству. В этой должности она трудилась в вузе, в котором и получала свое образование. Со временем Козловцева поняла, что бумажная работа – это не ее.

- Мне хотелось больше работать с людьми. Плюс ко всему очень нравилось путешествовать. Но личный опыт в этом направлении был скромным, а опыт работы в туристической отрасли вообще отсутствовал. Окончив недельные курсы в столице, я поняла, что этот бизнес будет мне интересен, и решила рискнуть! Получилось, что я сразу окунулась в омут с головой, - рассказывает руководитель тамбовской турфирмы Светлана Козловцева.

В маленьком арендованном офисе Светлана с коллегами проработала восемь лет. Два года назад турфирма обзавелась собственным помещением. Это событие помогло достаточно спокойно пройти непростой 2020 год. Но о нем позже. А пока о том, как складывался бизнес для тамбовчанки на первых порах.

- Сложно было прийти в сферу, в которой раньше не работала, - вспоминает Светлана Козловцева. – Вначале занимались только заграничными турами, затем стали предлагать туры по России, которые формировали крупные туроператоры. Мы здесь выступали лишь посредниками. Первый год был очень тяжелым. Клиентской базы не было никакой. Все нарабатывали с нуля.

Главное на первых порах, советует Светлана, грамотно разрекламировать свою деятельность, заявить о себе. С учетом современных информационных технологий это не так сложно.

- Не надо экономить на сайте. Он должен быть презентабельным, не загроможденным лишней информацией, удобным и понятным клиентам, - советует предприниматель. – Необходимо выходить в соцсети. В свое время мы использовали все максимально возможные городские площадки, чтобы рассказать тамбовчанам о себе и своих услугах. Сегодня это тоже хороший инструмент пиара.

 

Спустя несколько лет спектр деятельности туристического агентства расширился. Компания Светланы Козловцевой вошла в реестр туроператоров по внутреннему туризму. Этот статус позволил самостоятельно организовывать туры по России, вести прием туристов в Тамбовской области и проводить экскурсии для школьников. Далее тамбовская турфирма была включена в реестр по въездному туризму и стала работать еще и с иностранными группами. Непростым выдался для Светланы и ее подчиненных год 2020-й. Однако на фоне многих закрывающихся туристических фирм ее компания не только выстояла, но и вошла в крупные федеральные проекты:

- Да, был сложный и волнительный период, когда закрылись все границы. Несколько месяцев мы работали удаленно и занимались только консультациями наших клиентов: принимали заявления на отмены туров, на возврат денежных средств. Но летом ситуация стала налаживаться. Открылись российские курорты и Турция, туристы стали отправляться на отдых. Есть и некоторые положительные моменты в 2020 году: из-за закрытых границ внутренний туризм вышел на новый уровень развития. Мы следовали в ногу со временем, развивались, входили в новые проекты. В рамках одного из проектов две с половиной тысячи школьников посетили экскурсии, организованные турфирмой. Мы выстояли и стали увереннее.

Тем начинающим предпринимателям, кто сейчас раздумывает, связать ли свою деятельность с турбизнесом, Светлана советует, прежде всего, понимать, что риски здесь неизбежны. Уметь реагировать на них – задача не из легких, но все же реальна.

- Всем тем, кто сейчас стоит в шаге от принятия решения открыть свою турфирму, я бы не советовала делать так, как это сделала я. Считаю, что правильее было бы поработать в этой сфере не руководителем, а обычным менеджером, вникнуть во все особенности туристической отрасли, изучить востребованные направления, страны, да и просто получить опыт именно такого общения с людьми. Но если вы горите желанием заняться турбизнесом без спецподготовки – тогда только вперед. В этом случае можно сделать ставку на опытного менеджера. Хотя я считаю, что опыт не всегда является залогом успеха. В нашей сфере всему можно научиться, было бы стремление и доброжелательный подход к клиентам.

И еще совет от опытного предпринимателя: для открытия собственного дела обязательно нужно иметь финансовую подушку и первоначальный капитал. Все риски просчитать невозможно, доход будет нестабилен, а расходы регулярны – аренда, зарплата сотрудникам, расходные материалы, отчисления в фонды, налоговую и так далее. А еще предприниматель, который готовится запустить свой проект, неважно, в какой сфере, должен быть готов к тому, что придется выполнять функции не только руководителя, но и бухгалтера, юриста, кадровика, курьера и просто разнорабочего. И только горячее желание и стремление к успеху помогут справляться с рутиной повседневных дел.

- Сфера туризма затягивает, - признается Светлана Козловцева. – Да, это рискованный бизнес, и сейчас не самый удачный период для вхождения в отрасль, но тем не менее времена перемен могут стать благодатными, если свою энергию направить в нужное русло.

ЦВЕТЫ – ЭТО ЖЕНСКОЕ ДЕЛО

В цветочном бизнесе Анастасия Колягина два года. Скучный и однообразный бухгалтерский учет, которым тамбовчанка занималась много лет, она решила поменять на более творческую и красивую работу. А что может быть прекраснее цветов? Тем более что о них Анастасия, казалось, знала практически все. Решила – сделала. Точнее, открыла свой цветочный магазин на центральной улице Тамбова с организационно-правовой формой ООО.

Правда, изначально в нем планировалось не только продавать цветы со всей сопутствующей сувенирной продукцией, но и проводить мастер-классы для детей по изготовлению цветочных букетов и композиций. Вмешалась пандемия. Она подпортила планы не одному предпринимателю. Но, отказавшись от некоторых направлений в работе, в целом с выбранного пути Анастасия не свернула. И сегодня она наш эксперт, который готов поделиться с начинающими предпринимателями секретами своей деятельности.

 

Итак, тем, кто подумывает над открытием цветочного магазина, Анастасия советует узнать все о цветах – уход, хранение, транспортировка и другое:

- От момента появления идеи до открытия магазина у нас ушло два месяца. Я в полной мере обладала знаниями о том, в каких условиях хранятся цветы, как продлевать им жизнь, поэтому понимала, какое закупать оборудование, инструменты. Все это сэкономило время.

Не секрет, что многие ломают голову над тем, какое помещение арендовать для своего магазина. Понятно, что оно должно быть не на окраине города, желательно на проходном месте. А еще?

- Помещение для открытия цветочного магазина может быть и небольшим по площади. Главное, чтобы к нему была подведена вода и существовала возможность подключить специальное оборудование, дающее необходимую температуру для хранения цветов, - говорит Анастасия Колягина.

Теперь разберемся с ассортиментом. На какие же цветы делать ставку новичкам?

- Здесь все зависит от того, на какого клиента вы ориентируетесь, - отвечает Анастасия. – Понятно, что всегда будет пользоваться спросом классика – розы разной ростовки и цвета, универсальный вариант – хризантемы, гвоздики тоже не задержатся в ваших витринах. Все остальное зависит от аудитории, на которую вы делаете ставку.

Как говорит Анастасия Колягина, самая большая сложность в работе флориста – найти добросовестного поставщика цветов:

- Чтобы не получить некачественный товар, а такое у нас случается, я советую личную встречу с поставщиком. Если он присутствует в регионе, посетите его базу, оцените условия хранения товара. На месте вы все сразу поймете, насколько профессионально он ведет работу. Цветы – скоропортящийся продукт, и в работе с ними мелочей не бывает. Тем более что все эти незначительные на первый взгляд мелочи могут привести к серьезным финансовым потерям.

Безусловно, избежать их Анастасии Колягиной не удалось в условиях 2020 года. Но значительно большие неудачи минули ее благодаря мощной информационной поддержке Тамбовской областной торгово-промышленной палаты, членом которой сейчас является Анастасия:

- Во-первых, на начальном этапе, когда шла работа по открытию магазина, сотрудники торгово-промышленной палаты помогали с контактами, которые были необходимы на тот момент. А в период пандемии, когда ситуация менялась чуть ли не каждый час и мы не знали, открываться нам завтра или нет, на все вопросы мы находили ответы там же. Очень важно, тем более для тех, кто в бизнесе недавно, иметь возможность получить грамотную консультацию.

Елена НАСОНОВА

Фото  из личного архива героинь