"Наш город Тамбов" №42 от 13.06.2017

 

Журналисты «Нашего города» провели рейд по Цне вместе с инспекторами по маломерным судам

 

Наше путешествие началось непосредственно из Центра государственной инспекции по маломерным судам. Там на нас надели спасательные жилеты, после чего мы вместе с инспекторами ГИМС сели в шестиместную моторную лодку типа «Мастер» и отправились по каналу Цны.

 

Есть такая профессия – людей спасать

 

В рейды по акватории сотрудники ГИМС выходят пять-шесть раз в день. Приходят на помощь инспекторы к тем, у кого сломалось судно или, к примеру, весло, а лодка находится далеко от базы. Кроме того, ГИМС – своеобразная водная полиция. Сотрудники следят за порядком на воде, штрафуют водителей судов, нарушающих правила, обеспечивают безопасность людей.

- Все наши водные объекты не включены в реестр внутренних водных путей, на которых действуют определенные строгие правила, но при этом на них ограничена скорость. Это не более пяти километров в час в районах пляжных зон и не более пятнадцати километров в час вблизи акваторий баз для стоянок маломерных судов. Вот этот прогулочный катер, к примеру, идет со скоростью десять-пятнадцать километров в час и не нарушает установленных правил, - поясняет главный госинспектор по маломерным судам Тамбовской области Владимир Ведехин.

А вот пресекать правонарушения, которые совершают отдыхающие на пляжах, ГИМС уже не имеет права. Это, как правило, входит в полномочия сухопутной полиции. Обычно, заметив что-то неладное, матросы-спасатели сами вызывают людей в форме, которые, надо сказать, реагируют на такие вызовы оперативно. При этом оказать первую помощь отдыхающим на пляже матросы-спасатели могут и обязаны.

Всего в распоряжении инспекции по маломерным судам находится шесть судов - три «Мастер» и три типа «Прогресс». Они отличаются мощностью двигателя и пассажировместимостью. Каждое из них имеет на борту спасательный круг и «Конец Александрова». Это веревка длиной двадцать – двадцать пять метров, на которой закреплена глухая петля сорока сантиметров в диаметре с цветными поплавками, для того чтобы утопающий мог заметить ее на воде, и небольшим грузом, позволяющим бросить ее на всю длину с необходимой точностью.

Проплываем первый спасательный пост. На пляже стоит вышка для наблюдения, оттуда выглядывает человек в оранжевом спасательном жилете. Это матрос-спасатель. На пляжах, где акватория поменьше, как объясняют нам инспекторы, вышка не ставится. Границы пляжа обозначаются полосатыми бело-красными стойками, на которые прикрепляются таблички. Граница заплыва обозначается буйками, как правило, ярко-оранжевого цвета.

 

Профстандарты

 

За каждым пляжем, как правило, закрепляется два матроса-спасателя, дежурящих посменно. Стать матросом и получить специальное разрешение можно, сдав зачет по плаванию. Для этого нужно не только хорошо плавать, но и быть выносливым настолько, чтобы суметь вытащить утопающего из воды. Отдельным критерием отбора на должность спасателя является состояние здоровья. А вот гендерный признак никакой роли не играет. Женщина так же, как и мужчина, может стать спасателем, дело лишь в физической подготовке.

Кроме того, матрос-спасатель должен уметь оказывать первую помощь до прибытия медиков. Делать это можно, только если пройти необходимое обучение. Ведь оказание первой помощи без специальной подготовки может привести к гибели человека.

- А что будет, если спасателя не окажется на рабочем месте? - интересуемся мы.

- Его уволят с работы. Конкретный спасатель закреплен за конкретным пляжем, кроме того, все эти спасатели находятся в штате муниципального учреждения аварийно-спасательной службы Тамбова, - поясняет госинспектор по маломерным судам Виктор Лавринов.

 

Жизненные ситуации

 

Спасенных сотрудники инспекции не считают, не ведут отчетности о тех, кого удалось вытащить из рук смерти и доставить на берег. Да и как всех учтешь или запомнишь? Сильнее в память врезаются трагические случаи.

- В 2010 году была такая ситуация. Женщина в лодке сидит, рядом купается мужчина, явно нетрезвый. Мы совершали в тот момент рейд, проплывали мимо, сделали ей замечание: «Женщина, ну что же вы за мужем не следите?!». Она на наши слова не обратила внимания. А когда возвращались обратно с рейда, он уже утонул, - рассказывает Владимир Ведехин.

Много хлопот спасателям доставляют зимние рыболовы. Пристрастие тянет их на лед и толкает рисковать здоровьем и жизнью. Некоторых из них зовет «на рыбалку» вовсе не азарт рыбака, а пристрастие к спиртным напиткам. А на холоде под действием алкоголя человеческие «болячки» обостряются, наружу выползают инсульт, инфаркт. В итоге может случиться так, что рыболов просто потеряет сознание и умрет.

Но бывают в работе спасателей и курьезные случаи. Например, как-то весной один «персонаж» придумал себе экстремальный отдых - катание на льдине. Молодой человек вообразил себя серфингистом, только ледовым, и даже нацепил специальную экипировку. К счастью, спасатели вовремя его остановили. Обычно такие «милые» шалости заканчиваются трагично. Льдина, подмытая водой, может легко обломиться под весом человека, а спасателей в этот момент рядом не будет.

- А если специальная экипировка будет на нас, мы тоже можем попробовать обуздать льдину? - шутливо интересуемся мы.

- Тогда зачем кататься на льдине - заходите сразу в воду и плавайте (смеется). Это действительно очень опасно. Упасть с льдины можно не только тогда, когда она сломается, но и просто поскользнувшись. А как только вы с нее упали, вас может накрыть следующая льдина - страшное дело! – говорит Владимир Викторович.

Безусловно, всех этих бед можно избежать, если люди будут соблюдать хотя бы простые правила безопасности, знакомые каждому с детства: не заплывать за буйки, купаться только в специально отведенных местах, не прыгать в воду с «тарзанок» и деревьев, следить за своими детьми на пляже, а также не лезть пьяными в воду.

 

Как стать капитаном маленького корабля

 

Никаких нарушений инспекторы во время рейда не заметили, и мы благополучно сошли на берег. Перед уходом зашли в Центр государственной инспекции, где миловидная барышня оформляла документы на право управления малым судном. Как выяснилось, для того чтобы получить такие права, нужно пройти обучение в учебном центре. Так же, как и на наземном транспорте, вождению обучают инструкторы. После этого кандидаты в водители сдают экзамен в ГИМС. Организаций, готовых оказать такие услуги, у нас в городе всего две. Длительность обучения зависит от интенсивности занятий и от выбранных категорий маломерных судов (маломерное моторное судно, маломерное парусное судно и гидроцикл) и районов плавания.

В следующий раз сотрудники ГИМС пообещали взять нас в один из рейдов по Тамбовской области. Так что, как говорится, продолжение следует...

 

Марина КАРЯКИНА