LOGO2021

"Наш город Тамбов" №95 от 15.12.2020

 

Мы продолжаем рубрику о женщинах нашего города, нашедших свое призвание в далеко не женском деле. Наша сегодняшняя героиня с успехом управляется с троллейбусом

Троллейбус давно считается умирающим видом транспорта. Столица нашей Родины закрыла старейшую троллейбусную систему страны в нынешнем году, самый романтичный город в мире – Париж – без троллейбусов аж с 1966 года, наш сосед Липецк остался без «усатого» транспорта в 2017-м. А в Тамбове на удивление всем троллейбусы еще ходят по своим маршрутам, хоть и не так часто, как раньше. Например, по девятому маршруту, от завода «Пигмент» до улицы Магистральной, пассажиров возит «усач», которым управляет женщина.

 

Из школьных сочинений

 

Любовь Кривошеина родилась в селе Стежки Сосновского района. После десятого класса, в семнадцать с половиной лет, приехала в Тамбов и сразу пошла учиться на водителя троллейбуса. Как только ей исполнилось восемнадцать, начала работать.

- Я еще в школе в сочинениях писала: хочу быть водителем троллейбуса. У нас была учительница, а у нее сестра работала на нем. Наверно, это оттуда пошло, - признается Любовь.

Как оказалось, водить троллейбус для девушки было проще простого, а вот незнание города первое время мешало.

- Первый раз, когда села за учебный транспорт, инструктор говорит: «Поехали». Я спрашиваю: «А куда?». Надо было на Динамо, а я не знаю, где это. Поэтому поначалу боялась из-за того, что в городе не ориентировалась, - вспоминает Кривошеина. – В первый день, когда самостоятельно вышла на рейс, было очень страшно. Долгое время работала на шестом маршруте «Магистральная-Динамо» через Мичуринскую, он считался «с тяжелым условием труда».

За тридцать лет работы Любовь Николаевна выучила в Тамбове, наверное, каждый люк и каждую неровность на дороге. Знает, где во сколько начинают образовываться пробки, в каком месте лучше лишнюю минуту подождать. На ее нынешнем маршруте пассажиры узнают своего водителя в лицо.

- Кричат мне: «Любаша, здравствуй!». А однажды меня на один день поставили на десятый маршрут, так мои пассажиры с девятого увидели меня в окне – и скорей ко мне садиться. Даже не посмотрели, что я по другому маршруту следую, - смеется Любовь Николаевна.

 

Троллейбус на разрыв

 

В первый рейс Любовь отправляется в 5:15. Для этого приходится просыпаться в четыре утра:

- У меня разрывной характер работы – я на маршруте в час пик. В 5:15 выехала – в 9:40 заехала. В три часа дня опять выхожу на рейс и заезжаю в семь вечера. Суббота и воскресенье – выходные. Кто-то устает работать, а я хочу! Раньше даже просилась, чтобы меня в выходные дни ставили на линию.

Работы женщина не пугается, хотя управлять троллейбусом – дело не из легких. В любую непогоду за штангами троллейбуса, теми самыми «усами», как их называют в народе, приходится внимательно следить.

В своей профессии Любовь Николаевна не делит водителей на мужчин и женщин – считает, что навык либо дается, либо нет.

- В нашем деле неважно, женщина ты или мужчина. Если надо, я и колесо монтировкой затянуть могу. Бывает, с первого раза не сделаешь этого как следует, круг проедешь – снова затягивать нужно. Или, когда иней в мороз на штангах образуется: рейс сделала – на крышу. Позапрошлой зимой, помню, ледяной дождь прошел, все замерзло. Я выехала на рейс и от депо до остановки «Океан» и обратно ехала девять часов. Забиралась на крышу каждые сто метров, но это мало помогало. За тридцать лет моей работы такое было в первый раз, - вспоминает Любовь Кривошеина.

 

Когда троллейбус – призвание

 

- По мне так женщина-водитель ничем не отличается от мужчины, - продолжает наша героиня. - Бывает, что женщина едет лучше, чем мужчина с большим стажем. Все от человека зависит: кому-то дано управлять машиной, кому-то нет. Есть откровенные хамы на дороге, которые и подрезать могут, и специально резко затормозить. В этот момент они почему-то не думают о том, что позади – другие люди.

За тридцать лет работы Любовь привыкла ко всем непредвиденным ситуациям в пути и за рулем чувствует себя как рыба в воде. Переживает за одно: если троллейбусы «умрут» и в нашем городе, то женщина останется без любимой работы.

- На автобус пересесть уже не смогу – учиться надо, другую категорию открывать, а я считаю, что мне уже поздно. Тогда буду заниматься внуками. Один хочет стать военным, второй – футболистом, по моим стопам идти не собираются, - смеется Любовь Кривошеина.

 

Эльвира КОНДРАТЕНКО