shnew

Успеть все: преподаватели и ученики 14-­го лицея Тамбова рассказали о том, каково это ­ учить и учиться в одной из сильнейших школ города.

Успех Царскосельского лицея - одного из самых известных образовательных заведений России - оценивают по-разному. Одни считают, что все получилось, раз лицей «подарил» нам Пушкина. Другие жалеют о том, что из его выпускников лишь один стал выдающимся чиновником, и эксперимент не удался. Но все-таки русской педагогике и культуре повезло, что лицей был - и в последний день октября можно было отметить его 210-й день рождения.

Как любой ставший знаменитым культурный институт, Царскосельский лицей оброс своими мифами. Есть среди них и такой, что лицеисты на досуге только и делали, что выпускали литературные альманахи, а времени для одиноких прогулок и вовсе не было - гуляли под присмотром воспитателей. Все говорят, что у каждого лицеиста была собственная комната, и никто из учеников за шесть лет учебы ни разу не смог съездить домой. Как же был на самом деле устроен легендарный лицей, остается только домысливать, в том числе, по воспоминаниям его знаменитых выпускников.

А как же обстоят дела в современных лицеях? Насколько сильно за двести десять лет поменялись принципы воспитания лицеистов? Есть ли у них свободное время, выпускают ли они альманахи и появляются ли дома – об этом нам поведают учителя и ученики 14-го лицея Тамбова.

ПАРАЛЛЕЛЬ С ИСТОРИЕЙ

Проект первого лицея - образовательного учреждения для совместного обучения детей высшей знати и императорской семьи - возник в начальный, либеральный период царствования Александра I, в 1811 году. Придумал лицей сам император, проект разрабатывали Фредерик Лагарп и Михаил Сперанский. О проекте объявили за год - 10 августа 1810 года, анонсировав прием с 1811 года, и начали искать талантливых педагогов. Время учебы делилось на два периода. Вначале шла трехлетняя подготовка, за которой следовал основной курс. Это были аналоги нынешнего среднего и высшего образования (юридического и философского). Чтобы поступить в лицей, надо было выдержать вступительный экзамен и получить рекомендации от влиятельных лиц, а также пройти собеседование с министром просвещения Разумовским. 

Сегодня в 14-м лицее Тамбова отбор не менее серьезный, поскольку это учебное заведение уже зарекомендовало себя как одно из сильнейших не только в нашем городе, но и в стране. Попасть в его стены хотят много ребят после начальной школы. Порой конкурс доходит до трех человек на место.

Вступительный экзамен в Царскосельском лицее проверял знания по основным предметам. Александр Пушкин, например, получил высшую оценку по русскому, «хорошо» по французскому, а вот по истории и географии ему поставили всего лишь «имеет сведения».

Для зачисления в лицей №14 тоже необходимо пройти три вступительных испытания – по русскому языку, математике и логике.

С большим желанием семь лет назад пришел поступать в пятый класс лицея сегодняшний одиннадцатиклассник Илья Герасимов.

-  Лично мне было не столько сложно, сколько интересно. Трудности меня не пугают, наоборот, мотивируют. Помню, что у меня были ошибки, но я показал достаточно высокий уровень при зачислении, - вспоминает школьник.

Вступительный экзамен в Царскосельском лицее разрабатывал выдающийся государственный деятель и автор реформ Михаил Сперанский. Лицей был скорее заведением гуманитарным для подготовки политической элиты высшего ранга.

Тамбовский лицей №14 имени заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина тоже имеет немало особенностей. Вот уже несколько лет в его десятых классах существует такой предмет, как индивидуальный проект. Он предполагает исследовательскую и прикладную работу под руководством наставников. За эти годы ребята реализовали немало интересных проектов - создавали «умные» часы, писали навыки для голосового помощника «Алисы» и даже исследовали шоколад.

- У нас в лицее очень много возможностей для всестороннего развития. Одна из них - работа над индивидуальными проектами. Например, на всероссийский конкурс «Большие вызовы» я готовил проект по распознаванию текста и его перевода в картинки, а в десятом классе делал проект по получению трехмерной модели из двухмерного изображения, - рассказывает Илья Герасимов.

ПО СВОЕМУ РАСПИСАНИЮ

Разработка собственных проектов не единственная особенность обучения в лицее. Например, одиннадцатиклассница Маргарита Зарезина ходит на дополнительные уроки по финансовой грамотности.

- Здесь мы охватываем такие моменты, с которыми придется столкнуться в дальнейшей жизни: кредиты, вклады, проценты. Изучаем формулы, по которым можно будет рассчитать какой-либо кредит или заем. Мне кажется, в будущем нам это очень пригодится, - считает школьница.

Если посмотреть на расписание дня царскосельских лицеистов, можно увидеть, что свободного времени им отводили ровно час - между ужином и сном. Идея лицеистского подхода была в том, чтобы человек все время был занят, развивался и совершенствовался, и привычка к деятельности стала для него второй натурой. Каникул у воспитанников практически не было.

У «наших» лицеистов каникулы, конечно, есть, а вот свободного времени и правда маловато. Уроки, проекты, олимпиады, подготовка к экзаменам – все это отнимает много сил и времени. Если бы не индивидуальное расписание, то о дополнительных «кружках» можно было бы забыть.

Индивидуальная траектория обучения – еще одна особенность 14-го лицея. Такая система помогает ребятам сосредоточиться на тех предметах, которые пригодятся им в их будущей профессии, и не отвлекаться на те, которые никак не будут связаны с их профессиональной деятельностью. Как признаются сами школьники, им вполне достаточно тех знаний по этим предметам, которые они получили до девятого класса. А вот на старшей ступени, при подготовке к поступлению, непрофильные предметы только мешают. Если же учиться по индивидуальному расписанию, то на них можно не ходить.

- С десятого класса мы можем выбрать индивидуальный план обучения и изучать те предметы, которые нужны нам для участия в олимпиадах или для поступления в вузы. Например, у меня в учебном плане совершенно нет биологии, химии, информатики и мало математики. Зато в неделю у меня восемь часов английского, много истории, обществознания, права, экономики, - рассказывает ученица одиннадцатого «Б» класса Ирина Скрипцова.

Учиться с таким планом – одно удовольствие. Большая нагрузка не ощущается только потому, что ты изучаешь то, что тебе действительно интересно. К тому же план достаточно гибок и во время учебного года его можно изменить. Например, добавить уроки по математике или истории, убрать лишние часы экономики или обществознания.

При этом, как и все новшества, несколько лет назад такая система была непонятна ученикам. Все-таки стандартный подход к обучению более привычен. Но уже спустя два года первый выпуск ребят, отучившихся по «новому» расписанию, был более чем доволен.

- Наш лицей - первый во всех инновациях. Мы являемся городским ресурсным центром по работе с одаренными детьми, мы – площадка базовой школы РАН, мы – базовая площадка Высшей школы экономики. В нынешнем году в нашем лицее открылся первый школьный Кванториум. Кроме того, с этого года мы начали взаимодействовать с МГИМО. В октябре стали региональной площадкой Всероссийской ассоциации 3D-образования. Мы не стоим на месте, может быть, именно поэтому у нас такое сильное образование. Наши ученики - это алмазы, которым мы придаем бриллиантовую огранку, а потом вместе радуемся плодам обучения, - говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея №14, кандидат педагогических наук Алла Андрющенко.

ЗАСЛУГА УЧИТЕЛЯ

Несмотря на современную оснащенность и передовые технологии, одной из главных ценностей любого образовательного учреждения были и остаются его учителя.

- Я считаю, что все наши успехи и достижения – это результат огромной работы всего педагогического коллектива. С момента возникновения лицея, а мы существуем почти тридцать три года, наша главная цель не изменилась. В первые годы была поставлена задача воспитать интеллектуальную элиту будущего поколения, и она остается для нас главной по сей день. Решая эту задачу, мы выстраиваем учебно-воспитательный процесс, который состоит из трех звеньев - образование, воспитание и развитие детей. Поэтому наш образовательный процесс построен таким образом, что ребята могут развиваться не только на уроках, но и во внеурочное время, участвуя в исследовательских проектных работах, конкурсах, олимпиадах, - говорит заслуженный учитель РФ, преподаватель русского языка и литературы лицея №14 Галина Александрова.

А вот за те двадцать лет, что Галина Николаевна проработала в 14-м лицее, на ее взгляд, ученики совсем не поменялись.

- В каждом поколении были, есть и будут те, кто хочет учиться, ставит перед собой высокие цели и стремится к их достижению. И всегда будут встречаться ученики, которые работают в пределах минимума, - уверена она.

Но в 14-м лицее таких учеников нет. Здесь все ребята привыкли работать по максимуму. Об этом говорят их достижения. Например, Маргарита Зарезина стала в нынешнем году победителем Первой международной олимпиады по финансовой безопасности, инициатором проведения которой был Президент Владимир Путин. Ирина Скрипцова в прошлом году победила на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку и по обществознанию. В этом году Илья Герасимов принимал участие в турнире имени М.В. Ломоносова и сейчас ждет результатов Олимпиады Phystech.International. Помимо учебы, ребята активно занимаются и творчеством - ходят в музыкальную и художественную школы, танцуют, занимаются в театральной студии.

Возможностей у современных школьников, считают их преподаватели, гораздо больше, а вот времени катастрофически не хватает. Кстати, как не было свободного времени и у царскосельских лицеистов. Поэтому можно надеяться, что история повторится, и 14-й лицей Тамбова выпустит из своих стен собственного Пушкина или Горчакова.

Эльвира КОНДРАТЕНКО